Россия в 2011-2014 гг. сохранит мировое лидерство по экспорту ЗРС большой дальности, несмотря на потери на рынках Ирана и Ливии

22.06.2011
События, факты, происшествия
Россия в 2011-2014 гг. сохранит мировое лидерство по экспорту ЗРС большой дальности, несмотря на потери на рынках Ирана и Ливии

На текущий момент на мировом рынке представлены две страны, производящие конкурентоспособные зенитные ракетные системы большой дальности наземного базирования, которые могут также использоваться в системе противоракетной обороны.
Это Россия с ЗРС С-300/С-400 и США с ЗРС «Пэтриот» PAC-3 и THAAD. В обозримой перспективе основная конкурентная борьба будет вестись только между этими странами.
В то же время, не следует недооценивать усилий Китая и Европы по выходу на этот рынок. В частности, Китай с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000) и европейский консорциум «Евросам» с комплексом SAMP/T на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Астер-30», наряду с США и Россией, участвуют в тендере Турции на закупку систем ПВО/ПРО большой дальности T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System).
В среднесрочной перспективе на мировой рынок могут выйти еще два противоракетных комплекса, которые разрабатываются при участии США. Это израильский «Эрроу» и европейский MEADS. Однако обе эти системы находятся в стадии разработки, поэтому об их экспортных перспективах пока говорить преждевременно.
Поскольку количество ПУ в составе дивизиона варьируется в зависимости от заказа той или иной страны, а также типа закупаемой системы, анализ рынка в приведенном ниже исследовании проведен по количеству поставленных или планируемых к поставке пусковых установок.
По данным ЦАМТО, в предстоящий четырехлетний период (2011-2014 гг.) объем продаж новых пусковых установок (ПУ) зенитных управляемых ракет (ЗУР) дальнего радиуса действия составит 107 ед. на сумму 7,467 млрд дол в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам.
В целом в этом сегменте мирового рынка ожидается существенный спад по количественному параметру. Для сравнения: в период с 2007 по 2010 гг. объем мирового экспорта в категории ЗРС дальнего радиуса действия составил 260 ПУ на сумму 4,84 млрд дол. Объем рынка в 2011-2014 гг. по сравнению с предыдущим 4-летним периодом в количественном отношении составит 41,15%, в стоимостном выражении - 154,3%.
В 2007-2010 гг. средняя потребность в ПУ ЗРС большой дальности на мировом рынке составила 65 ед. в год. В 2011-2014 гг. ежегодный спрос сократится до 27 ед.
Рост в стоимостном выражении связан с планируемой дебютной поставкой ВС ОАЭ американских комплексов THAAD (начиная с 2014 года). Сумма заказа на поставку 3 комплексов ПРО THAAD (9 ПУ) оценивается в 6,95 млрд дол.
Снижение мировых поставок в ближнесрочной перспективе в количественном отношении связано, прежде всего, с потерями России на рынках Ирана и Ливии.
В Иран планировалось поставить пять дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 на сумму 800 млн дол согласно контракту, заключенному в конце 2007 года. В соответствии с резолюцией СБ ООН №1929 о введении эмбарго на поставку вооружений Тегерану, этот контракт был аннулирован.
С Ливией велись переговоры по закупке двух дивизионов (16 ПУ) ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит».
Кроме того, Йемен рассматривался как потенциальный покупатель нескольких дивизионов ЗРС С-300ПМУ или С-300ПМУ-1. Эта заявка, наряду с другими типами вооружений, была зафиксирована в рабочем протоколе, подписанном с йеменской стороной.
На текущий момент в связи с внутриполитической ситуацией в Ливии и Йемене и введением эмбарго на поставку вооружений Триполи, обе эти программы можно считать несостоявшимися для России (во всяком случае, на ближнесрочную перспективу).
Под вопросом, также из-за внутриполитической ситуации в стране, остается программа по поставке систем ПВО С-300ПМУ-1 Дамаску. Сирия уже достаточно давно официально подала заявку на закупку ЗРС С-300ПМУ-1.
Несмотря на эти потери, в количественном отношении в 2011-2014 гг. Россия сохранит за собой мировое лидерство на мировом рынке средств ПВО большой дальности.
По методике ЦАМТО, в категорию «новые» включены поставки новых ЗРС, лицензионные программы, а также поставки систем из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых комплексов с продленным сроком эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости новой системы того же типа на тот же период времени.
В рейтинге поставщиков новых ПУ ЗУР дальнего радиуса действия по периоду 2007-2014 гг. Россия занимает первое место (208 ед. на сумму 3,08 млрд дол). В 2007-2010 гг. на экспорт было поставлено 136 систем стоимостью 2,13 млрд дол, на период 2011-2014 гг. идентифицированный портфель заказов (с учетом намерений и поставок из состава ВС) составляет 72 ед. на сумму 950 млн дол.
Несмотря на потерю ряда перспективных контрактов на рынках стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Россия имеет хорошие перспективы по ряду стран в других регионах.
В частности, Вьетнам заявил о намерении приступить к реализации программы по модернизации системы ПВО страны. Вьетнамская сторона проявила большой интерес к российским средствам ПВО, в том числе к ЗРС С-300. Очевидно, возможны поставки как новых комплексов, так и из наличия Минобороны РФ.

В среднесрочной перспективе Россия может выйти на рынок Бразилии. На текущий момент возможности обеспечения ПВО Бразилии находятся на низком уровне. Поэтому в дальнейшем, наряду с закупками систем малой и средней дальности, не исключена возможность закупки Бразилией систем ПВО большой дальности.
Остается шанс на продолжение переговоров с Саудовской Аравией по закупке ЗРС С-300 (С-400).
Россия имеет перспективы по поставке систем ПВО большой дальности еще по ряду стран.
Второе место по количественному параметру занимают США (103 ед. на сумму 6,516 млрд дол). В 2007-2010 гг. на экспорт было поставлено 76 ПУ ЗУР стоимостью 2 млрд дол, портфель заказов на период 2011-2014 гг. составляет 27 ед., однако их стоимость составит 4,516 млрд дол.
Крупнейшей программой США является поставка систем ПРО THAAD ВС ОАЭ. В 2011 году ОАЭ планируют оформить свое намерение по закупке в США мобильного тактического высотного противоракетного комплекса ПРО THAAD в твердый контракт. Сумма заказа на поставку 3 комплексов ПРО THAAD (9 ПУ) оценивается в 6,95 млрд дол.
В случае подписания, этот контракт станет первым соглашением на поставку комплекса THAAD зарубежному заказчику. Предположительный срок поставки - 2014-2016 гг.
Как планируется, комплексы THAAD станут основой создаваемой при помощи США эшелонированной системы ПВО/ПРО ОАЭ, основным предназначением которой на текущий момент считается защита стран региона от иранских ракет. Сейчас основу системы ПВО/ПРО государств региона составляют ЗРК «Пэтриот» PAC-3, поставленные в ОАЭ, Кувейт, Катар и Бахрейн.
Следует также отметить несколько программ, которые реализуют США по модернизации ранее поставленных нескольким странам ЗРК «Пэтриот» PAC-2 до уровня PAC-3 (эти программы не включены в расчет поставок новых комплексов).
В этом сегменте США реализуют программы с Германией (18 ПУ ЗУР на сумму 298 млн дол в период 2008-2010 гг.), Израилем (3 комплекса на сумму 164 млн дол в период 2010-2011 гг.), Кувейтом (24 ПУ ЗУР на сумму 1,363 млрд дол в период 2010-2012 гг.), Тайванем (18 ПУ ЗУР на сумму 939млн дол в период 2010-2012 гг.) и Южной Кореей (48 ПУ на сумму 890 млн дол в период 2010-2012 гг.).
Третье место с передачей Южной Корее в первом четырехлетнем периоде бывших в эксплуатации американских комплексов «Пэтриот» РАС-2 (48 ПУ ЗУР) на сумму около 710 млн дол занимает Германия, которая в рейтинге присутствует временно.
По категории «тендер», результаты которых пока не подведены, в 2014 году планируется поставка 8 ПУ ЗУР на сумму около 2 млрд дол. В этот расчет включены начальные поставки по тендеру, который проводит Турция.
Тендер на закупку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System) проводится в рамках проекта создания эшелонированной системы противоракетной обороны Турции, предназначенной для защиты от баллистических ракет различной дальности.
В рамках данной программы правительство Турции намерено на первом этапе приобрести для ВВС страны четыре батареи противоракетных систем большой дальности, включая ракеты-перехватчики и соответствующие радиолокационные системы. На втором этапе планируется закупка еще около 8 систем ПРО. Секретариат оборонной промышленности Турции (SSM) намерен организовать производство части компонентов комплексов на территории Турции. Как планируется, поставка систем должна быть выполнена в течение 30 месяцев после заключения соглашения.
Претендентами на победу в тендере рассматриваются американский консорциум «Локхид Мартин»/«Рейтеон» с комплексом, созданным на базе проектов ЗРК «Пэтриот» версий РАС-2 и РАС-3, китайская компания CPMIEC (China National Precision Machinery Import and Export Corporation) с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000), «Рособоронэкспорт» с системами С-300 и С-400, французско-итальянский консорциум «Евросам» с ЗРК SAMP/T на базе ЗУР «Астер-30» и израильская IAI с противоракетным комплексом «Эрроу-2/3».
В ноябре 2010 года глава SSM Мурад Байяр заявил, что за победу в тендере по-прежнему соперничают консорциум «Локхид Мартин» и «Рейтеон», «Рособоронэкспорт» с С-400, китайская CPMIEC, а также консорциум «Евросам». На текущий момент тендер еще не завершен и, по неофициальной информации, срок подачи предложений продлен на первые три месяца 2011 года.
Одной из причин переноса Турцией сроков принятия решения о выборе победителя был расчет на то, что системы перехвата ракет на территории страны могут быть размещены в рамках программы создания системы противоракетной обороны НАТО. Однако в ходе саммита НАТО в Лиссабоне было принято решение о размещении в Турции только РЛС обнаружения. Таким образом, Турция оказалась перед необходимостью развертывания собственной системы ПРО.
Турция оценивает стоимость закупки в 4,5 млрд дол. Тем не менее, окончательная цена будет определена в ходе переговоров с победителем конкурса.

Источник