Ядерная программа Ирана: поможет ли силовой сценарий?
Ядерная программа Ирана разделила Совет Безопасности ООН. Постоянные члены Совета придерживаются разных точек зрения в отношении политики, которую следует проводить международному сообществу в отношении Тегерана.
Западные страны выступают за ужесточение санкций. В прошедший понедельник государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон считает необходимым ввести дополнительные санкции против Ирана, с тем чтобы заставить его свернуть ядерную программу, которая, как считают на Западе, имеет военную направленность. Несколько ранее постоянный представитель Великобритании при ООН Марк Лайалл Грант сообщил, что новые санкции могут быть введены в конце февраля, после консультаций в «шестерке», то есть в составе России, США, Китая, Великобритании, Франции и ФРГ.
Россия и Китай, со своей стороны, убеждены, что иранская проблема должна решаться исключительно политико-дипломатическими средствами, и не приемлют любые другие сценарии, тем более силовые. Москва неоднократно и на разных уровнях высказывала свою позицию. Подход Пекина был озвучен постпредом КНР при ООН Чжаном Эсуэйем, председательствующим в Совете Безопасности в январе. На пресс-конференции, состоявшейся во вторник, он подчеркнул, что сейчас преждевременно говорить о введении новых санкций, поскольку дипломатические усилия все еще продолжаются. Китайский представитель призвал проявить «большее терпение в этом вопросе».
Санкции как таковые не могут быть панацеей. Более того, зачастую они оказываются контрпродуктивными, полагает эксперт Института Востоковедения РАН Ирина Звягельская:
"Руководство Ирана испытывает достаточно серьезное давление внутри страны, где оппозиция активизировалась. Оно даже в какой-то мере заинтересовано в санкциях, которые не столько осложнят его положение, сколько дадут ему возможность укрепить позиции внутри страны. Это не означает, что не надо вообще ничего делать по этому вопросу, что надо дать возможность иранскому руководству реализовывать ядерную программу так, как они ее видят. Очевидно, надо более глубоко проработать все варианты, которые существуют, и сделать Ирану какое-то предложение, от которого он не сможет отказаться. Речь идет не только о компромиссе со стороны Ирана, но и о серьезных предложениях и компромиссе со стороны международного сообщества".
Только на этом пути можно воспрепятствовать распространению ядерного оружия и силовому решению иранской проблемы, чего, кстати, не исключают высокопоставленные военные чины США. Опасность силового развития осознается трезвомыслящими политиками. В качестве примера можно сослаться на министра иностранных дел Италии Франко Фраттини. По его мнению, высказанному в интервью спутниковому телеканалу, военная атака на Иран стала бы катастрофой для всего мира.