Бомба против пожаров

Бомба против пожаров

07.09.2010
Новости / Авиация

В статье "Пока жареный петух в ... не клюнет" или "Что имеем не ценим, потерявши плачем" ("Оружие России"), рассказано об уникальном отечественном изобретении для борьбы с пожарами, в т.ч. и лесными на больших площадях. Эта специальная "пожарная" бомба, созданная московским оборонным предприятием (ФГУП "ГНПП "Базальт"), еще в 2005 г. была испытана, готова к применению и способна остановить даже "огневой шторм". Однако в очень сложной пожароопасной обстановке этого года, принимавшей масштабы национального бедствия и вынудившей президента прервать отпуск, о нем вспомнили не сразу, да и то по инициативе СМИ. Это, по меньшей мере, вызывает удивление и недоумение.
АСП-500 (авиационное средство пожаротушения массой 500 кг) создано на основе 500 кг бомбы как средство двойного назначения и несколько лет назад было представлено на ряде оружейных выставках. Это цилиндр диаметром 500 мм и длиной 3295 мм, внутренний объем которого заполнен 400 л специальной огнегасящей смеси. Сброс АСП-500 осуществляется с высоты 300-1000 м при скорости самолета до 800 км/ч. По словам начальника КБ – главного конструктора направления ГНПП "Базальт" Виктора Судницына, одна такая бомба гарантированно тушит пожар на площади до 1000 кв.м, что подтвердили и практическая демонстрация ее возможностей.
Для повышения точности и эффективности применения могут быть созданы и корректируемые в полете противопожарные бомбы. АСП-500 полностью безопасно для человека в виду ее применения там, где ничего живого уже не может быть по определению. В крайнем случае, человек может быть только контужен, так как бомба поражающим действием не обладает и просто распыляет огнегасящую смесь в воздухе.
Так, Ил-76, с учетом грузоподъемности может взять на борт такое количество АСП-500, которое гарантированно в одном вылете обеспечит тушение пожара на площади 10 га. Для подавления значительных очагов возгорания с переходом в "огневой шторм", что наблюдалось нынешним летом, средства тушения могут применяться эшелонировано: в 1 эшелоне – самолеты с АСП-500 для подавления основных очагов пожара, во 2 – пожарные самолеты типа Ил-76 и Бе-200 для сброса воды по площади, в 3 - вертолеты типа Ми-26, Ми-8 и Ка-32П, окончательно ликвидирующие последние очаги возгораний точечными сбросами воды. По мнению специалистов, такие действия дали бы 100% результат в течение короткого времени.
Что же наблюдается сейчас? Несмотря на все зафиксированные положительные результаты и существующую острую необходимость в этом средстве в настоящее время оно не производится. И это притом, что в 2005 г. "Авиалесоохрана" рассматривала вопрос о закупке АСП-500, была положительная реакция со стороны МЧС и ВВС. Однако госзаказа, а, следовательно, и серийного производства столь необходимого АСП-500 нет. Следует отметить, что АСП-500 может быть и весьма выгодным экспортным изделием, особенно для зарубежных стран с высоким уровнем пожароопасной обстановки.
Препятствиями для выпуска изделия изначально, по словам Виктора Судницына, были вопросы сертификации и подготовки производства. В первом случае предприятию просто отказали в официальной сертификации, а во втором – у "Базальта" не нашлось средств и покупателя. В обоих случаях это могло быть решено при положительном решении со стороны государственных заинтересованных структур.
Но его не было и сегодня на фронте борьбы с пожарами мы имеем то, что имеем. А ведь давно известно, что перспективные разработки на стадии проектирования финансируются потенциальным покупателем, которым, в данном случае, может быть только государство и его заинтересованные структуры. Вот и получилось, что сюжеты об АСП-500 появились на телевидении только после того, как о нем вспомнили СМИ.
В качестве итога с горечью констатируем – "Нет пророка в своем Отечестве". Сколько же еще придется нам наступать на грабли, чтобы научиться делать правильные выводы и принимать такие же правильные, а главное своевременные, решения?