В период до 2040 года на экспорт может быть поставлено более 300 УБС Як-130

28.09.2010
Авиация
В период до 2040 года на экспорт может быть поставлено более 300 УБС Як-130
Общая производственная программа Як-130УБС оценивается более чем в 500 машин. Из этого количества около 300 самолетов может быть поставлено на экспорт, Минобороны РФ свои потребности в Як-130УБС определило в количестве 200 единиц.
В целом на мировом рынке новых реактивных УТС/УБС в ближайшие 4 года (2010-2013 гг.) ожидается существенный рост как по количественному так и стоимостному параметрам по сравнению с предыдущим 4-летним периодом (2006-2009 гг.). В 2006-2009 гг. объем продаж новых реактивных УТС/УБС составил 167 машин стоимостью 2,515 млрд дол. В 2010-2013 гг. объем поставок составит 383 самолета на сумму 7,41 млрд дол.
Беспрецедентный рост рынка связан с тем, что многие страны «третьего» мира отдают предпочтение закупкам УБС вместо дорогостоящих многофункциональных истребителей.
Среди возможных потенциальных заказчиков Як-130УБС ЦАМТО рассматривает следующие страны: Алжир (12-16 ед., вторая партия для замены L-39, прогнозируемый срок поставки 2015-2025 гг.), Белоруссия (6-12 ед., 2015-2020 гг.), Бразилия (6-12 ед., 2015-2025 гг.), Венесуэла (12-18 ед., для замены К-8, 2030-2040 гг.), Вьетнам (6-12 ед., вторая партия для замены L-39, 2015-2025 гг.), Гана (6 ед., 2012-2018 гг.), Индонезия (16 ед., тендер, 2012-2013 гг.), Иордания (12-16 ед., 2011-2020 гг.), Иран (12-16 ед., 2016-2020 гг., в случае снятия санкций СБ ООН), Йемен (6-12 ед., 2015-2025 гг.), Казахстан (6-12 ед., 2011-2020 гг.), Ливия (6-12 ед., вторая партия, 2015-2025 гг.), Малайзия (18-24 ед., для замены «Хоук», 2025-2030 гг.), Марокко (6-12 ед., 2025-2040 гг.), Сирия (24-36 ед., 2011-2020 гг.), Судан (6-12 ед., 2025-2030 гг.), Перу (6 ед., 2020-2025 гг.), Таиланд (6-12 ед., для замены L-39, 2015-2030 гг.), Украина (12-24 ед., 2020-2040 гг.).
В перечень не включен ряд перспективных стран, где шансы у Як-130УБС есть, однако они не внесены в рассмотрение исходя из финансовых ограничений бюджетов (это ряд стран Африки и Латинской Америки), либо по причине политической ориентации на производителей из других стран. То есть в целом, группа потенциальных заказчиков Як-130УБС существенно шире.
Успеху маркетинговой программы по продвижению Як-130УБС на мировом рынке во многом способствует то, что он определен базовым учебно-боевым самолетом в российских ВВС.
На текущий момент пакет экспортных заказов на Як-130 оценивается в 30 ед. (Ливия — 6 ед., Вьетнам — 8 ед. и Алжир — 16 ед.). Следует отметить, что официальных подтверждений контракта с Вьетнамом не имеется.
В пакетный контракт на поставку вооружений Ливии на общую сумму 1,3 млрд евро (1,8 млрд дол) включен заказ на поставку 6 УБС Як-130. По условиям соглашения, Ливия получит первые два самолета в 2011 году, а остальные - в 2012 году.
Ближайшие экспортные перспективы связаны с тендером, который проводят ВВС Индонезии. Согласно запросу, ВВС Индонезии намерены закупить 16 машин.
В короткий список из трех претендентов включены T-50 «Голден игл» компании «Кориа аэроспейс индастриз» (KAI), Як-130УБС и чешская компания «Аэро Водоходы» с L-159B.
С Сирией ведутся переговоры по поставке Як-130УБС. Оценочно, ВВС Сирии могут закупить от 24 до 36 Як-130УБС. В дальнейшем не исключена закупка Сирией дополнительной партии самолетов. Ближайшим по времени заказчиком в регионе Латинской Америки может стать Венесуэла, в странах СНГ — Белоруссия и Казахстан.
Основными конкурентами Як-130УБС являются М-346 (Италия), «Хоук» Mk.128/Mk.132 (Великобритания), T-50 «Голден игл» (Южная Корея) и L-15 (Китай).
Внутренний заказ ВВС Италии на М-346 составляет 6 ед. плюс опцион еще на 9 самолетов. М-346 победил в тендерах ВВС ОАЭ (48 ед.) и Сингапура (16 ед.). Однако переговоры с ОАЭ о заключении официального контракта завершились неудачей, так как стороны не смогли согласовать спецификацию и условия поставки самолетов.
Потенциальными покупателями М-346 в ближнесрочной перспективе могут стать Польша, Греция, Индонезия и Саудовская Аравия.
Внутренний заказ ВВС Великобритании на УБС «Хоук» Мк.128 (британское обозначение T Mk.2) составляет 28 ед. Поставки планируется завершить до конца 2010 года.
В 2009 и 2010 гг. «БАе системз» потерпела неудачу в тендерах на поставку УТС для ВВС ОАЭ и Сингапура. В конце июля 2010 года в Бангалоре был подписан контракт между «БАе системз» и «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) на поставку дополнительной партии из 57 усовершенствованных реактивных УБС «Хоук» Mk.132. Первый контракт стоимостью около 1,8 млрд дол на поставку 66 самолетов «Хоук» Mk.132 МО Индии подписало с компанией «БАе системз» 26 марта 2004 года.
На текущий момент как возможные ближайшие кандидаты на закупку УТС «Хоук» Mk.128 рассматриваются Польша и Франция.
Внутренний заказ МО Южной Кореи составляет 82 самолета, включая 50 УТС T-50, 22 УБС TA-50 и 10 самолетов T-50B для корейской пилотажной группы. Поставка первых T-50 началась в декабре 2005 года. В июне этого года компания KAI передала ВВС Республики Корея 50-й самолет T-50 «Голден игл».
Несмотря на высокие характеристики, самолет проиграл итальянскому М-346 «Мастер» в тендерах на поставку учебно-тренировочных самолетов для ВВС ОАЭ и Сингапура. KAI, однако, рассчитывает на успех в повторных переговорах с оборонным ведомством ОАЭ.
В ближнесрочной перспективе KAI имеет шансы на поставку УТС T-50 в Израиль и Ирак.
Китайская компания «Хунду авиэйшн индастри корп.» завершила разработку двухместного сверхзвукового реактивного УТС/УБС L-15 и начала подготовку к фазе мелкосерийного производства. Прежде всего, потенциальными заказчиками L-15 рассматриваются страны, которые являются эксплуатантами УТС K-8 «Каракорум».
Это Египет, Венесуэла, Пакистан, Гана, Судан, Намибия, Замбия, Зимбабве, Шри-Ланка, Боливия и Мьянма. Предварительные переговоры по поставке L-15 уже проведены c ВВС нескольких африканских стран, включая Намибию и ДРК. Венесуэла также проводит оценку возможности приобретения L-15.

Источник