Затраты на ранних этапах производства F-35 постоянно растут
Стоимость производства первых 28 истребителей F-35 увеличилась, по меньшей мере, на 11-15 проц, сообщает "Флайт интернэшнл" со ссылкой на Объединенное управление программой JSF (Joint Programme Office, JPO).
По программе принято обязательство уложить все расходы в рамки имеющегося бюджета, включая часть средства на "поощрительноые вознаграждения" для "Локхид" на стадии производства, сказали в JPO.
Более высокие чем предполагалось затраты на этап производства низкими темпами (Low Rate Initial Production, LRIP) первых трех лотов перспективного истребителя увеличили ранее заявленный объем перерасходуемых средств, включавший в том числе 4,6 млрд дол на завершение летных испытаний, сообщалось в прошлом году.
Но чиновники по программе в течение уже ряда лет обеспокоены ростом расходов LRIP. Уже в декабре 2009 г. отчет о закупках F-35 показал, что его стоимость стремительно растет.
В частности, как было оценено к моменту наполовину завершенного 16 месяцев назад контракта, рост затрат "Локхид" на LRIP-2 по производству планера, может составить более чем 9 проц.
Принимая во внимание как тенденции стоимости F-35, так и широкие реформы в сфере закупок, управление JPO потребовало от "Локхид" взять на себя бОльшую долю разделенных затрат на этапе LRIP-3. Что касается LRIP-4, подписанного в 2010 г., название контракта с "Локхид" преобразуется из "затраты плюс" в "фиксированная цена" и "поощрительное вознаграждение".
Между тем, управление JPO приступило к объединению перерасхода средств на первых трех этапах LRIP в один новый контракт под названием "сверхцелевая база" ("over-target baseline", OTB), по которому в настоящее время ведет переговоры с "Локхид" и поставщиком двигателей "Пратт энд Уитни". В рамках этих переговоров подрядчики должны принять некоторое снижение максимальных "поощрительных вознаграждений", имеющих в рамках контрактов "затраты плюс" диапазоны минимума и максимума.
Кроме того, JPO также должны найти пути снижения себестоимости в рамках программы, чтобы удерджать уровень перерасхода средств. Чиновники не раскрывают ряд рассматриваемых компромиссов.
Доводочные испытания варианта F-35A обычного взлета и посадки продлен до конца 2016 г., однако, в соответствии с новым графиком работ, срок начальной боевой готовности истребителя не установлен.