США потеряют превосходство в стелс-технологиях
США теряют превосходство в технологиях малозаметности быстрее, чем считалось прежде. Такое заявление, как сообщает Defense News, сделал заместитель начальника штаба ВВС США по военным операциям и планированию генерал-лейтенант Герберт Карлайл (Herbert Carlisle) в ходе выступления в Комитете по делам вооруженных сил Сената. По его словам, потеря позиций связана с разработкой Россией истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) и Китаем - J-20.
"На протяжении еще некоторого времени мы будем сохранять превосходство в технологиях малозаметности, но, я думаю, этот период будет короток", - отметил Карлайл. При этом военный, выполнявший полеты на истребителях советского производства с 1980-х годов в составе засекреченной 4477-й испытательной эскадрильи, заявил, что Россия и Китай обладают достаточными умениями "для создания хороших боевых самолетов".
Любопытно, что выступая позже перед журналистами, Карлайл отметил, что к тому времени, когда Россия и Китай примут на вооружение истребители пятого поколения, возможности этих самолетов все равно будут уступать возможностям разрабатываемого в настоящее время в США F-35 Lightning II. При этом разработка российского и китайского самолетов потребует много времени, поскольку создание стелс-истребителя связано с определенными трудностями.
США впервые применили технологию малозаметности в штурмовике F-117A Night Hawk, поступившем на вооружение ВВС в 1983 году и списанном в 2008-м. При создании самолета американские инженеры активно использовали идеи русского физика Петра Уфимцева, изложенные в 1962 году в монографии "Метод краевых волн в физической дифракции". В этой работе физик описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей.
Следует отметить, что с 1990 года Уфимцев работал в Калифорнийском университете и активно сотрудничал с компанией Northrop Grumman в проекте создания бомбардировщика B-2 Spirit. И F-117, и B-2 получились технически сложными машинами, а при их разработке инженерам пришлось столкнуться с массой технических сложностей. В результате, F-117 был крайне сложен в управлении и обслуживании, а конечная стоимость B-2 выросла с изначальных 740 миллионов долларов до 2,1 миллиарда долларов за штуку.
Россия занимается созданием истребителя Т-50 с начала 2000 годов, а первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. В настоящее время в программе испытаний принимают участие два прототипа ПАК ФА. Технические характеристики самолета пока неизвестны. Как ожидается, в 2013 году Министерство обороны России получит десять таких самолетов для проведения госиспытаний, а в 2015 году начнется поставка в войска серийных истребителей.
Китайский прототип J-20 впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. Достоверной информации о самолете в открытых источниках нет. Считается, что к настоящему времени построено два прототипа китайского истребителя-бомбардировщика, которые совершили четыре испытательных полета. По предварительным данным, J-20 поступит на вооружение ВВС Китая в 2017-2019 году.