Сенаторы предлагают разрешить бесплатную охоту
В Совете Федерации решили наделить преимуществом северных охотников-промысловиков, предоставив им возможность свободного доступа к охотничьим угодьям. Автором инициативы выступил сенатор от Якутии Александр Матвеев («Единая Россия»), который разработал ряд соответствующих поправок в закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».
Как рассказал «Известиям» Матвеев, бесплатная охота вводится в 15 районах Крайнего Севера. К ним относятся все острова Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей, Архангельская область, Иркутская область, Камчатский край, Республика Карелия, Республика Коми, Красноярский край, Магаданская область, Мурманская область, Сахалинская область, Республика Тыва, Тюменская область, Хабаровский край, а также Чукотский автономный округ.
Согласно действующему закону, промысловая охота осуществляется в строго закрепленных охотничьих угодьях, а сами охотничьи ресурсы в отношении которых осуществляется промысловая охота, устанавливается субъектами федерации.
На данный момент для того чтобы охотник имел возможность заниматься своим промыслом, он обязан оплатить лицензию на добычу диких зверей. При этом цены варьируются исходя из требований регионов. Так, в среднем по России разрешение на добычу бурого медведя стоит 3 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге охота на лося обойдется в 9 тыс. рублей. Некоторые охотничьи хозяйства предоставляют услугу «все включено» за 30 тыс. рублей.
Средняя заработная плата в Приморском крае достигает 10 тыс. рублей. Исходя из этого, затраты на одного человека при условии охоты приблизительно равны от половины до двух месячных зарплат в зависимости от вида дичи.
— У нас Россия — северная страна. В Якутии, которую я представляю, есть Русское Устье, Приходск. Там жители традиционно занимаются охотой. Другим на Севере заниматься нельзя. В безмолвной тундре просто нечем заниматься. Необходимо предоставить им возможность не выкупать, не получать лицензии, а разрешить доступ бесплатно, — считает сенатор Александр Матвеев.
Депутат Александр Василенко («Единая Россия») поддержал предложение коллег-сенаторов.
— Сама идея правильная, там ведь живут люди. Охота для них — традиционный вид жизнедеятельности, — добавил он.
Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин (КПРФ) заявил, что подобные поправки могут простимулировать развитие браконьерства на Севере.
— У нас 2,14 млн охотников. Непонятно, где живут сенаторы и с кем они общаются, раз такое предлагают. Куда ни приедешь, браконьерство истребляет всё и вся, и краснокнижного и другого зверя, — недоумевает он.
Руководитель программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) по сохранению биоразнообразия Владимир Кревер скептически относится к предложению сенаторов и поясняет, что на данный момент в России отсутствует единая цельная концепция развития охотничьего хозяйства.
— Далеко не везде охота является основным способом выживания населения, — говорит Кревер. — Сейчас как коренным малочисленным народам Севера, так и другим жителям этих регионов, ведущим традиционное природопользование, предоставлено право круглогодичной неограниченной добычи охотничьих животных. Это уже наносит серьезный ущерб многим промысловым видам, а в результате под угрозой могут оказаться и многие виды, занесенные в Красную книгу.
На данный момент сезоны охоты четко регулируются законодательными органами. Документом, удостоверяющим право на охоту, является охотничий билет, при получении которого охотник сдает охотминимум. В России с появлением охотбилетов нового образца сдачу нормативов отменили.