У работников охотхозяйств будет свой праздник
Министерство подготовило соответствующий проект указа президента "в знак признания заслуг работников, трудящихся в отрасли охотничьего хозяйства". Если бы не егеря, то не было бы в наших лесах такого разнообразия зверья. А хищные животные, расплодившиеся в геометрической прогрессии, стали бы настоящим бедствием для сельского хозяйства. Кроме того, праздник должен напомнить, что охота в нашей стране - это традиция. А для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - основной источник существования. Проектом указа предлагается праздновать "охотничий" день во вторую субботу сентября.
"В другое время я бы с радостью поддержал такое предложение. Но сейчас, в условиях разрухи охотничьей отрасли, подобный праздник, боюсь, может вызвать у наших охотников только раздражение", - вздыхает главный редактор журнала "Охота - национальный охотничий журнал" Вениамин Ольшанский. По его словам, в беде находится вся система отечественного природопользования. О чем ежедневно кричат специалисты по всей России.
Взять, например, ситуацию с количеством охотничьих животных. Чиновники уверяют: оно растет. Возможно, на заброшенных полях появилось больше луговой дичи, но в целом, ситуация выглядит тревожной, жалуются "РГ" охотники. Причин несколько. В охотхозяйствах не проводятся мероприятия, направленные на разведение, сохранность и поддержку животных, особенно в зимний период. Отсутствуют квалифицированные кадры. Специалисты или разбежались, или бездействуют по причине мизерной зарплаты. Часто егеря не имеют соответствующего образования.
"Если человек имеет запись в трудовой книжке, что он охотовед, то это не значит, что он имеет соответствующую подготовку", - возмущается Ольшанский.
Правда, в последнее время чиновники начали понимать, в какую пропасть может скатиться охотничья индустрия, если ее не реформировать. В средних учебных заведениях открываются факультеты по подготовке егерского состава. Но не все выпускники остаются работать по специальности. Особенно это касается профильных вузов. Например, в Московской сельскохозяйственной академии после выпуска специалистов в профессии остается несколько человек. В красноярских или иркутских институтах ситуация выглядит лучше, но все равно далека от идеала.
Отдельная проблема - качество такого образования. Учебные методики разрабатывались еще в советское время, когда и финансирование охотхозяйств было другое, и частных угодий не было. Вот и получилось, что с развалом СССР место специалистов заняли бывшие милиционеры. Именно они сегодня составляют кадровый костяк отрасли.
Еще одна беда - браконьерство. Охотники, с которыми удалось поговорить "РГ", признаются, что попросту боятся вооруженных банд, которые - летом на джипах, зимой - на снегоходах, - буквально терроризируют угодья. Минприроды пытается бороться с этим злом - в том числе, увеличением штрафов за незаконный отстрел животных. Один из последних проектов приказов ведомства, к примеру, предлагает ужесточить ответственности на незаконную добычу самок диких животных и птиц. "За незаконную добычу самки косули вместо прежних 60 тысяч рублей придется заплатить 100 тысяч, в отношении самки фазана сумма возрастет с прежних 3 до 5 тысяч рублей", - говорится в документе.
Самки нуждаются в особой защите, говорит директор департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Минприроды Андрей Сицко: убивая такое животное, браконьеры уничтожают несколько поколений потомства. Охотники тоже поддерживают начинания, но оговариваются, что с насильниками природы нужно бороться гораздо жестче. И здесь без опытных егерей, охотоведов, других специалистов отрасли - то есть тех людей, в чью честь чиновники предлагают учредить праздник - будет никак не обойтись.