ПАК ФА оказался в 15 раз `незаметнее` Су-27
Создателям истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — ПАК ФА) удалось многократно снизить заметность самолета для радаров по сравнению с имеющимися на вооружении российской армии образцов. Такая информация содержится в опубликованном патенте на «многофункциональный самолет» компании «Сухой», на иллюстрациях к которому изображен напоминающий ПАК ФА планер.
Авиаконструкторы снизили эффективную поверхность рассеяния (основную характеристику заметности самолета радиолокационными станциями противника) до среднего значения в диапазоне от 0,1 до 1 квадратного метра. В документе этот показатель сравнивается с ЭПР истребителя поколения Су-27 — 10-15 квадратных метров.
Добиться малозаметности на радаре позволило перемещение всего бортового вооружения внутрь корпуса самолета и изменения формы канала воздухозаборника — на ПАК ФА он, согласно патенту, выполнен S-образным. Стенки канала воздухозаборника дополнительно покрыты материалами, которые поглощают радиоволны.
Зазоры между различными элементами конструкции планера заполнили токопроводящими герметиками, чтобы исключить дополнительное рассеяние электромагнитных волн на стыках. Остекление прозрачного купола кабины (фонаря) также является металлизированным для отражения падающих радиоволн.
Изменения по сравнению с существующими образцами техники также коснулись бортового оборудования. Обратная сторона оптических датчиков самолета выполнена из радиопоглощающего покрытия. Когда датчики неактивны, они обращены тыльной стороной к падающему радиолокационному излучению.
Сейчас пять образцов Т-50 проходят летные испытания, государственные испытания самолета намечены на 2014 год. Первые боевые машины, как ожидается, поступят в войска в 2016 году — Минобороны заказало 60 самолетов.
Ранее главный конструктор ПАК ФА Александр Давиденко заявлял, что у американского истребителя пятого поколения F-22 ЭПР составляет 0,3-0,4 квадратных метра.